Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО может длиться до месяца, если строго следовать законодательной базе и выполнять все требования, которые включают в себя подачу уведомлений в налоговую службу, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Не запутаться в последовательности помогут этапы ликвидации компании.


Пошаговая инструкция
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ! Учитывая требования устава ООО и Федерального закона, компанию можно ликвидировать добровольно или же по вердикту суда. Порядок установлен ГК РФ. Ликвидация – прекращение деятельности общества, которое не предусматривает правопреемства (перехода прав и обязанностей другим лицам).

Шаг №1

 

ликвидация ООО

Добровольное решения о ликвидации ООО должно быть принято на общем собрании компании. Тут же выбираются члены ликвидационной комиссии. Ее состав обсуждается советом директоров, исполнительным органом и участниками общества. Причины ликвидации:

  • истек срок, на который создавали юр. лицо;
  • цели, ради которых оно создавалось, достигнуты;
  • по иску участника из-за невозможности достижения цели.

Составляется протокол собрания о ликвидации ООО. Образец можно скачать ЗДЕСЬ.

протокол собрания

После назначения ликвидационная комиссия перенимает все полномочия, связанные с управлением ООО.

ВАЖНО! Также задача комиссии – выступать в суде от имени всего общества.

Ликвидация ООО шаг1

Если среди участников ООО находится РФ, муниципальное образование или субъекты РФ, в состав комиссии включается представитель федерального органа, обязанности которого связаны с управлением гос имуществом.

Шаг №2

Пришло время расплатиться с кредиторами. После того, как всеми членами юридического лица принимается решение о ликвидации, наступает период исполнения обязательств перед теми, кто предоставил деньги в кредит. В соответствии с законом нужно письменно сообщить контрагентам о ликвидации ООО. Определенного формата для уведомления нет, достаточно выслать официальное письмо.

Если до периода утверждения ликвидационного баланса кредитор, требования которого ликвидационная комиссия отказалась выполнять либо отклонилась их рассмотреть, вправе подать в суд на общество. В случае вынесения судом решения удовлетворить требования контрагента, оно будет выполнено за счет сохранившегося имущества ликвидированной компании.

Шаг 2 ликвидация ООО

Шаг №3

После принятия решения о ликвидации в течение трех рабочих дней нужно поставить в известность  все контролирующие органы.

  1. В налоговую службу подается уведомление по форме Р15001, предварительно прошедшее заверение у нотариуса; протокол, свидетельствующий о ликвидации ООО. Можно отдать документы лично либо отравить их в качестве ценного письма почтой, с описью, либо в электронном виде через портал государственных услуг (по ТКС). По истечении 5 рабочих дней налоговая обязана предоставить отправителю лист записи ЕГРЮЛ.
  2. Предоставляется информация о ликвидации Фонду социального страхования РФ. Бланки для заполнения выдадут при личном прибытии в организацию.
  3. Подается соответствующая форма (выдается на месте) в Пенсионный фонд РФ.

шаг 3 ликвидации ООО

Шаг №4

Необходимо выступить в СМИ с официальным заявлением о ликвидации ООО. Сообщение должно быть опубликовано в «Вестнике государственной регистрации», после получения из налоговой листа записи в ЕГРЮЛ. На сайте журнала опубликованы все требования к размещению сообщений. Ваши действия:

  • регистрация в Личном кабинете;
  • заполнение онлайн-заявки;
  • выбор способа подачи заявления.

Подача сообщений возможна двумя способами:

  1. Если есть электронная подписка, то подать Web-заявку можно дистанционно. Для этого производится ее сохранение, прикрепление заявителем отсканированных документов, и она отправляется на расчет стоимости и проверку. После проверки пользователю приходит сумма, которую необходимо заплатить, он производит любым удобным для него способом оплату и в Личном кабинете заполняет поля об оплате, прикрепив платежный документ (скан).
  2. Если же электронной подписки нет, то стоит обратиться в Региональное представительство печатного периодического издания. Заявителю необходимо на сайте сохранить Web-заявку, выбрав представительство, попасть в которое ему будет наиболее удобно, и отправляет туда сообщение на проверку и расчет цены. Производит оплату и приходит в представительство с документами.

Самостоятельно рассчитать стоимость публикации достаточно сложно, но за 1 кв. см установлена цена в 106,2 руб. Регистрация в Личном кабинете дает возможность ознакомиться со всем перечнем документов, выбрав нужный тип сообщения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подписывать заявку должен тот, кто указан в сведениях о заявителе. Варианты: председатель ликвидационной комиссии, сам ликвидатор или же доверенное лицо, на которое выписана доверенность, где указаны его права, в том числе и возможность подписывать документы.

Важная информация:

  • Журнал с сообщением выйдет в ближайшую среду. Если документы поданы, за заявку уплачено до среды, деньги поступили на расчетный счет издания, то в эту же среду и выйдет публикация. Если же все действия производились именно в среду и позже, то ждать стоит до следующей недели.
  • Купить Вестник в газетных киосках или любых магазинах, которые в том числе продают периодичную прессу, невозможно. Приобретать его стоит исключительно в редакции.
  • Для получения журнала в редакции, при себе нужно иметь: для доверенного лица – доверенность, для заявителя – копию заявки с печатью Регионального представительства.
  • Бухгалтерские документы (акт выполненных работ, счет-фактура) заявитель может получить только после публикации сообщения. Заранее бумаги выдать невозможно.
  • Отправка журнала и бухгалтерских документов осуществляется на следующий день после выхода журнала. Срок доставки неизвестен – все зависит от Почты России, узнать приблизительные данные можно с помощью номера бандероли на почтовых отделениях.
  • Стоимость журнала, с учетом НДС в 18%, составляет: если купить в редакции – 472 руб., если заказать доставку заказной бандеролью – 590 руб.
  • Зарегистрировавшись на www.kartoteka.ru, через Личный кабинет можно заказать копию страницы со своей публикацией. Услуга платная.

После публикации сообщения в налоговую нужно предоставить либо копию страницы с заявкой, либо журнал целиком.

Шаг №5

В соответствии с Трудовым кодексом РФ за два месяца до ликвидации компании нужно письменно уведомить сотрудников об увольнении. Указав, что оно произойдет в связи с прекращением деятельности ООО по инициативе работодателя. Если грядет массовое увольнение, людей предупреждают за три месяца. «Массовым» сокращение становится при увольнении разного количества людей на различных предприятиях, все зависит от отрасли и территориальных соглашений. В некоторых сферах массовым считается увольнение свыше 15 человек, в других – более 50. Если руководство ликвидирующегося общества не уверено, какая цифра подходит для них, лучше заранее уточнить в Центре занятости.

уведомление о ликвидации

 

Поскольку причина увольнения – ликвидация, сотрудников могут рассчитать во время их пребывания в отпуске, на больничном или в декрете. И это будет законно. Трудовой договор можно расторгнуть по истечению двух месяцев после предупреждения и оформить увольнение.

Шаг №6

Уведомить Службу занятости населения об увольнении сотрудников. Если лишают работы небольшое количество людей, обратиться в СЗН нужно за 2 месяца. Если увольнение массовое – за 3 месяца. Согласно официальной форме нужно указать:

  • профессии всех, задействованных в компании сотрудников;
  • численность человек по каждой должности;
  • причину увольнения;
  • дату начала/окончания массового высвобождения.

Шаг №7

Составление и сдачу промежуточного ликвидационного баланса возможно начинать после истечения срока, предоставленного кредитору в качестве возможности предъявить требования к компании. На данном периоде нужно привлечь специалистов с бухгалтерскими знаниями. Без последних составить баланс сложно и можно сделать немало ошибок. Краткое содержание баланса:

  • данные об имуществе компании;
  • сведения о требованиях со стороны кредиторов;
  • итоги рассмотрения требований.

В законодательстве не прописано наличие специальных форм для подачи промежуточного ликвидационного баланса. В судебной практике принято составлять его, руководствуясь требованиями к бухгалтерской отчетности. После составления документа его утверждают на собрании учредителей, или же это делает самостоятельно единственный учредитель. Далее его отправляют в налоговою, сопровождая:

  • уведомлением по форме №Р15001 после нотариального заверения;
  • журналом «Вестник» или копией страницы с публикацией о ликвидации ООО;
  • протоколом собрания, на котором все учредители утвердили промежуточный ликвидационный баланс.

После истечения пяти дней налоговая служба внесет сведения в ЕГРЮЛ и отправит результат ликвидационной комиссии – лист, свидетельствующий о внесении записи в государственный реестр.

Шаг №8

В соответствии с Гражданским кодексом ООО обязано выплатить все долги, согласно следующей иерархии:

  1. Первыми получают деньги граждане, которым компания причинила моральный вред или навредила здоровью (если такие есть).
  2. Вторыми – сотрудники предприятия, которым не выплатили заработные платы или выходные пособия.
  3. В третью очередь уплачиваются налоги, штрафы, страховые взносы, пени в различные фонды.
  4. В-четвертых, производится уплата сумм по всем оставшимся долгам.

Если же средств для всех перечисленных выплат не хватает, ликвидационная комиссия обязана при помощи торгов продать имеющееся имущество. Если долги все равно покрыть не удалось, даже после продажи всей собственности, тогда инициируется процедура банкротства ООО.

Шаг №9

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса, представители комиссии ООО обязаны на протяжении месяца обратиться в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования со всей отчетностью по уволенным сотрудникам. Отчетность должна также содержать информацию о причине ликвидации общества.

Шаг №10

Составление окончательного ликвидационного баланса и его отправление в налоговую. Формируется по тем же правилам, что и промежуточный. К нему обязательно нужно приложить данные об имуществе, которое осталось на балансе компании после уплаты всех долгов, если такое имеется. Также нужно организовать собрание учредителей для утверждения окончательного документа, составить протокол по его итогам.

Шаг №11

После выполнения предыдущих шагов, учредители могут разделить между собой оставшееся имущество ООО. Процесс разделения проходит в соответствии с размером долей в уставном капитале. Далее в налоговую службу подается пакет документов на закрытие компании, включающий в себя:

  • Заявление, облеченное в форму №16001 и заверенное нотариально.
  • Окончательный ликвидационный баланс.
  • Квитанция, об уплате госпошлины за регистрацию ликвидации юридического лица. Она составляет 20% от государственной пошлины, которую платят при создании компании (4 тыс. руб.). Итого выходит, что ликвидационная комиссия обязана внести госпошлины на сумму 800 руб. Для подтверждения проведения платежа достаточно предоставить сведения, содержащиеся в ГИС ГМП.

закрытие ооо

 

Документы подаются лично, в электронном виде через портал госуслуг по ТКС, либо почтой (ценное письмо с описью вложений). На протяжение 5 рабочих дней из налоговой службы придет документ, свидетельствующий о ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Также в нем будет указано, что компания снята с учета в налоговых органах РФ.

Перечень документов

По факту для ликвидации ООО понадобятся следующие документы:

1. Протокол общего собрания или решения одного учредителя, если он изначально один. Обязательные данные в протоколе:

  • дата;
  • время;
  • участники, присутствующие при принятии решения;
  • сведения о ликвидационной комиссии.

Документ должен быть разослан всем учредителям в течение 10 дней.

2. Форма № Р15001 в налоговую службу – уведомление про ликвидацию предприятия и формирование ликвидационной комиссии.

3. Уведомление для Пенсионного фонда РФ. Нет единого варианта. Образец документа предоставляется в соответствующей службе.

4. Уведомление в Фонд социального страхования РФ о ликвидации общества. Нет единого образца. Необходимо обратиться в территориальное отделение.

5. Форма № Р16001 – заявление о просьбе зарегистрировать юридическое лицо государством по причине его ликвидации.

6. Квитанция об уплате госпошлины.

7. Для заверения нотариусом подписи на формах №№ Р15001 и Р16001, ему необходимо предоставить перечень документов: выписка из ЕГРЮЛ, устав общества, свидетельство ОГРН, решение о назначении руководителя ООО (протокол), свидетельство ИНН. Это максимально возможный список, для уточнения необходимых документов, можно обратиться непосредственно к нотариусу.

Список документов для ликвидации ООО

Прекращение деятельности из-за банкротства

Юристы утверждают, что проще всего не ликвидировать ООО, а заморозить его деятельность, уволив всех сотрудников, позаботившись, чтобы на счетах не было никаких средств. Но даже в таком случае необходимо подавать отчетность в указанные сроки.

Как только через суд будет признано, что компания является банкротом (несостоятельной), наступает период ее ликвидации.

Признаки несостоятельности:

  • компания не в состоянии удовлетворить требования кредиторов;
  • не может выплатить выходные пособия;
  • неспособно в течении 3 месяцев оплатить труд работающих в данный момент сотрудников или работавших ранее по договору и исполнять обязанности, которые касаются уплаты обязательных платежей.

Ликвидация ООО – длительный процесс, требующий юридической осведомленности и знаний о ведении бухгалтерской отчетности. Выполнять все стоит в утвержденной законодательством последовательности и с предоставлением всего перечня документов. Удобно, что многие шаги можно выполнить онлайн.

Видео по теме:

Яндекс.Метрика