Бизнес-план: как составить, пошаговая инструкция удачного проекта

Бизнес-план: как составить, пошаговая инструкция удачного проекта

Правильно преподнести свою идею – это половина успеха. Самостоятельное написание бизнес-плана поможет не только кратко и емко представить деловое предложение банку или заинтересованному инвестору, но и самому увидеть дополнительные плюсы и минусы своего проекта. Бизнес-план — документ представляемый кредитору или инвестору в содержании которого входит программа выполнения последовательности бизнес операций, совершаемых в процессе создании нового дела.

бизнес-план

Виды бизнес-планов

Для достижения определенной цели нужен и соответствующий вид бизнес-плана:

  • инвестиционный – проект для инвесторов, в котором надо указать характеристики, которыми располагает будущее предприятие и предоставить как можно более подробные данные маркетинговых опросов и исследований по данному роду деятельности;
  • бизнес-план развития предприятия – самый простой вариант разработки проекта, который подойдет людям, только начинающим тот или иной вид коммерческой деятельности;
  • кредитный план – документ потребуется для получения кредитных средств у финансовых структур. План содержит подробную информацию о реальной потребности предприятия в кредитных средствах. Надо указать, на что планируется потратить полученные средства и когда заемщик получит свои деньги с процентами;
  • проект на получение гранта – грант – это государственная помощь на осуществление предпринимательской деятельности, в которой заинтересован определенный федеральный округ или вся страна.

Главное при составлении любого бизнес-плана – показать, что вкладывать деньги в проект выгодно.

Важно. Надо помнить, что краткость и емкость формулировок – основной показатель хорошего бизнес-плана.

Определение целей и приоритетов

В начале написания плана своего делового проекта четко определяем для себя, что должен показать наш документ инвестору или заинтересованному лицу:

  • важно доказать, что предлагаемая продукция или вид услуг будут востребованы и найдут своего покупателя на определенном рынке. Для этого надо указать емкость предполагаемого рынка сбыта и перспективы его развития на пять лет;
  • правильно просчитанные затраты на изготовление продукции (предоставление услуг), ее сбыт и транспортировку показывают рентабельность проекта в целом;
  • целесообразность предполагаемого проекта надо учитывать, исходя из его необходимости для предполагаемого инвестора или для регионального бюджета определенного округа;
  • важно, чтобы предполагаемый инвестор смог сразу оценить по факту рентабельность (прибыльность) предлагаемого бизнеса за определенный период (квартал, год).

При написании проекта важно учитывать, каким образом планируется привлечь финансирование – банковские кредитные организации, частные инвесторы, государственное целевое финансирование или участие предприятий дольщиков.

[stextbox id=»grey» image=»null»]Скачать типовой бланк можно по ссылке.Скачать[/stextbox]

Содержание стандартного бизнес-плана

Содержание бизнес плана

Чаще всего такой план требуется для получения денежных средств под реализацию конкретного проекта производства товаров или оказания услуг:

  • краткое содержание бизнес-плана (аннотация);
  • цель и основная задача предлагаемого проекта;
  • описание предполагаемой компании или проекта.
  • отраслевой анализ и тенденции развития отрасли, в которой планируется реализовать идею;
  • целевой рынок реализации продуктов и услуг;
  • особенности конкуренции и предполагаемые конкуренты в регионе;
  • оценка предполагаемых рисков и стратегия развития;
  • планирование продаж;
  • маркетинговые исследования целевой аудитории;
  • технологическая последовательность реализации проекта;
  • план организации производства или предоставления услуг;
  • необходимый персонал;
  • план финансирования;
  • экологическая и социальная ответственность, согласно действующему законодательству РФ;
  • условия прекращения деятельности.

Важно. Определяя необходимую сумму денег для инвестирования, разделите капиталовложения на несколько этапов, указав их окупаемость. Долгосрочное финансирование и длительная окупаемость вложенных средств приветствуется не многими.

[stextbox id=»grey» image=»null»]Может Вас заинтересует статья «Как открыть интернет магазин?» Читать[/stextbox]

Пошаговая инструкция

Предлагаемая инструкция рассчитана на ИП. При открытии «ООО», или предприятия иной формы собственности (долевой например) потребуется развернутая форма бизнес-плана.

Титульный лист

И в бумажном, и в электронном варианте титульный лист должен содержать следующую информацию:

  • название;
  • имя разработчика (автора) проекта или название предприятия, с указанием формы собственности;
  • юридический и почтовый адрес;
  • домашний и рабочий номера телефонов, адрес электронной почты;
  • дата и место составления бизнес-плана.

Дополнительно можно указать другие способы связи, адрес сайта предприятия.

Меморандум о конфиденциальности

Часто новые стартапы и оригинальные идеи могут попросту украсть. Поэтому важно заявить свои права на данную интеллектуальную собственность (бизнес-план) еще на этапе презентации.

Структура бизнес-плана

Методик презентации идеи несколько. Не принципиально, какой вид подачи материала выберете Вы, строгих правил на этот счет не существует.

  • UNIDO — предполагает цикличную презентацию деловой идеи, состоящую из трех фаз: предварительной инвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной;
  • ЕБРР — такой план освещает все вопросы финансирования проекта (движение кредитных средств, SWOT-анализ). Такой план необходим, как дополнительный при получении кредита в банках и других финансовых организациях;
  • KPMG — план ориентирован не на инвесторов, а на руководителей организации. Освещает вопросы грамотного руководства и планирования.

Остановимся на самом популярном и востребованном варианте бизнес-плана по стандарту UNIDO, который подойдет производителям товаров и компаниям по предоставлению услуг.

Первая часть – резюме

В шести – семи предложениях надо описать содержание предлагаемой идеи или проекта, сформулировать основную мысль и предоставить логичные выводы.

Резюме – краткое содержание проекта, которое должно заинтересовать инвестора.

Информация воспринимается лучше, если она подана по пунктам:

  • необходимый объем инвестиций или кредитных денег;
  • сроки возврата или погашения;
  • предлагаемые гарантии и возможные риски;
  • планируемый срок окупаемости проекта;
  • предполагаемая прибыль.

Эту информацию прочтут все, поэтому уделите особое внимание данному пункту.

Вторая часть – краткое описание делового проекта

Важно описать отрасль, в которой планируется осуществлять проект и непосредственно услуги, предоставляемые компанией или товары (продукцию), которые планируется производить.

Отрасль реализации проекта и информация о компании:

  • название отрасли и перспективы развития в конкретном регионе;
  • направление работы и развития компании;
  • общая информация о компании – ее преимущества, инновации, политика работы, структура.

Описание услуг или товаров (продукции):

  • наименование и целевое назначение;
  • краткое описание продукции или услуг;
  • сфера применения;
  • конкурентоспособность продукции или услуг в данном регионе (принципиальные отличия от продукта конкурентов, достоинства и преимущества, возможные недостатки);
  • указать имеющиеся лицензии, государственные сертификаты и другие разрешительные документы;
  • необходимые производственные условия для изготовления продукции или предоставления услуг.

Совет. Не пишите заведомо неправдивую информацию. Например, «абсолютно новый продукт» или «на рынке нет конкурентов». Это сразу вызывает недоверие.

Часть третья – план маркетинга

план маркетинга

В этой части надо подробно описать существующую конкуренцию, место продукции или услуг на рынке данного региона, достоинства и недостатки, доступность и востребованность в данном продукте или услуге, показать целевую аудиторию покупателей.

Поэтапное раскрытие этой темы крайне важно для успешной реализации проекта:

  • указать емкость предполагаемого рынка сбыта и наличие конкуренции в данном сегменте;
  • привести анализ покупательского спроса (опт, розница);
  • предоставить сравнительный анализ потребителей продукции или услуг (регион проживания, возрастная категория, пол, профессиональная ориентация);
  • характеристики товара или услуг, привлекательные для потребителей;
  • предполагаемый сервис и ориентировочные продажи;
  • рекламная стратегия, план привлечения потребителей, планируемые затраты на рекламу и маркетинг.

Обязательно самому провести исследования, которые должны включать анализ следующих важных пунктов:

  • анализ промышленной отрасли и перспективы развития, если планируется выпуск промышленных товаров;
  • исследование потребительских нужд в данной категории товаров и услуг в регионе.
  • сравнительный анализ предполагаемых конкурентов;
  • сравнительный анализ сильных и слабых сторон товара или услуги;
  • возможные угрозы развитию бизнеса (ССВУ).

Важно. Надо убедить инвестора, что товары или услуги актуальны и востребованы в данном регионе.

Часть четвертая – производственный план

В этом пункте поэтапно описывается весь производственный цикл изготовления продукции или оказания услуг. Например, для производства товаров важно показать особенности технологического процесса, ноу-хау в разработке оборудования, другие выгодные моменты, делающие данное производство конкурентоспособным.

Производственный план должен включать следующие пункты:

  • местоположение, наличие производственных или торговых площадей, ресурсы, использование новых технологий и инноваций;
  • необходимое оборудование для производства или оснащение для торговли;
  • необходимое количество персонала, фонд оплаты труда;
  • объемы выпуска продукции (в месяц), затраты на приобретение сырья и затраты на производство (электроэнергия, отопление, водоснабжение);
  • калькуляция себестоимости продукции или услуг.

Отдельным пунктом надо указать, как будет осуществляться контроль над качеством продукции или по каким критериям будет оцениваться качество предоставляемых услуг.

Пятая часть – организационный план

В этом пункте надо описать структуру организации производства (взаимодействие между отделами, обязанности сотрудников, режим работы, поощрения и наказания).

Важно. Обязательно укажите организационно-правовую форму будущего предприятия.

По пунктам надо осветить следующие вопросы:

  • организационная структура;
  • наличие партнеров, с указанием информации о них;
  • каков руководящий состав предприятия, и какие планируются подразделения.

Будет не лишним указать, как планируется повышать трудовые и профессиональные навыки сотрудников (обучение).

Шестая часть – финансовый план

бизнес план расчеты

На эту часть бизнес-плана инвестор обратит особое внимание. Поэтому дополнительно можно для банка предоставить краткую расшифровку финансового плана в формате ЕБРР, которую разработал Европейский банк экономического развития.

Пункты, которые должны быть подробно описаны в финансовом плане:

  • бюджет подготовительной части реализации проекта;
  • бюджет основной (текущей) части проекта;
  • расчет (предварительный) предполагаемой прибыли;
  • затраты на обслуживание кредита;
  • обязательные налоги и отчисления;
  • обязательные сопутствующие выплаты;
  • отчет о движении денежных средств;
  • прогнозы окупаемости проекта и предполагаемых доходов;
  • расчет возможных рисков и страховых отчислений.

Обязательно укажите, в каком банке собираетесь проводить обслуживание (преимущества и выгоды), возможные налоговые льготы и государственные преференции.

Часть седьмая – риски

Надо также просчитать и риски, от которых не застраховано ни одно предприятие:

  • развитие отрасли, приоритеты государственного планирования;
  • колебания курса валют;
  • увеличение таможенных пошлин;
  • инфляция;
  • недобросовестная конкуренция.

К рискам относят также и обстоятельства неодолимой силы – природные катаклизмы, государственные Законы и акты, экономическая ситуация в государстве, налоговые обременения.

Часть восьмая – приложение

В этой части наглядно показываются все достоинства предлагаемого проекта в графиках, таблицах и рисунках, которые в тексте показать сложно.

Неплохо приложить качественные фотографии продукции, договора на поставку товаров, полученные сертификаты, государственные лицензии.

Важные рекомендации и распространенные ошибки

Есть несколько часто допускаемых ошибок, которые можно предотвратить:

  • излагайте мысли кратко, главное донести до инвестора смысл сказанного;
  • правдивая информация, хоть и не всегда выигрышная, добавит плану реалистичности;
  • подкрепляйте утверждение о прибыльности точным финансовым расчетом;
  • на первый год лучше предоставлять планирование по месяцам, где реально видно движение средств и получаемый объем дохода;
  • графики, диаграммы, схемы и таблицы упростят подачу информации. Наглядные примеры всегда убедительней.

При ведении определенного вида деловой активности существуют специфические особенности отрасли, поэтому при составлении бизнес-плана ориентируемся на нужды конкретного производства или оказания услуг в определенной сфере:

  • для магазина важен рынок сбыта, сегмент покупателей, маркетинговый анализ спроса и наличия конкурентных предложений, затраты на организацию продаж и оптовые закупки, траты на рекламу. Для торговли важно аргументировать выбранную сферу торговли конкурентными преимуществами;
  • для предприятия важен продуманный процесс организации и плановое воплощение в жизнь определенной идеи с учетом всех рисков и особенностей сферы деятельности;
  • для производства крайне важна калькуляция себестоимости, затраты на производство и рынок сбыта готовой продукции в определенном регионе.

Правильно составленный бизнес-план не гарантирует получение кредита, но процентов на пятьдесят расположит к Вам потенциального инвестора.

Видео по теме:

Яндекс.Метрика