Финансовый факторинг - определение, виды, этапы, советы

Финансовый факторинг — определение, виды, этапы, советы

Для представителей среднего, малого и крупного бизнеса факторинг считают лучшим среди кредитных продуктов. Такая услуга выгодна и продавцам, и покупателям. Если первых она защищает от риска неплатежей, то вторым обеспечивает бесперебойные доставки заказов даже при отсутствии денежных средств на счетах.

финансовый факторинг

Факторинг — что это?

Факторинг — это финансовая услуга, при которой потребитель товаров либо услуг передает дебиторскую задолженность третьей стороне, то есть факторинговой компании. Если сказать еще проще, факторинг представляет собой покупку чужого долга. Подобными услугами чаще всего пользуются торговые компании, которые нуждаются в постоянных денежных оборотах и не могут ждать расчет.

На заметку! Сам термин походит от английского «factor» и означает «посредничество». Впервые он появился в США в 19 веке. В Россию и СНГ это явление пришло относительно недавно – в конце 20 века. Главным условием для его проведения является небольшой срок погашения задолженности (не более полугода).

факторинг

 

Схема факторинга

Чтобы быстрее разобраться в том, что такое факторинг, рассмотрите эту схему.

  1. Поставщик (Кредитор) оказывает услуги или же производит поставку энных товаров в кредит (с отсрочкой платежа).
  2. Фактор (банк или любая другая финансовая компания) покупает у Поставщика задолженность вместе с дисконтом и покрывает большую часть этой суммы (вплоть до 90%).
  3. При наступлении срока Покупатель (Дебитор) проводит платеж в пользу Фактора.
  4. Фактор перечисляет Поставщику остаток полагающейся ему суммы и подсчитывает доход (вложенные раньше средства + комиссионный сбор).

Важно! Размер комиссии зависит от 3-х компонентов — плата за финансирование (зависит от длительности отсрочки), плата за обслуживание факторинговой компанией (зависит от суммы задолженности Дебитора) и плата за исключение рисков (зависит от диверсификации и размера финансового долга). Как правило, годовые ставки по таким договорам колеблются от 9 до 12%.

схема факторинга

 

Стадии факторинга

Процедура факторинга проходит в несколько этапов:

Этап 1. Оценка предполагаемого заказчика

На этом этапе Фактор проводит тщательный анализ работы возможного клиента и материального состояния его дебиторов. Для этого он запрашивает сведения о контрагентах, ситуациях с оплатой и доставками, а также фактах нарушений обстоятельств договора. Такая работа проводится для того, чтобы исключить риск невыполнения Дебитором возложенных на него обязательств.

Служба безопасности банка или финансовой компании обязательно проводит проверку полученных данных, а также рассматривает кредитный рейтинг клиента и изучает его кредитную историю. Затем условия договора на поставку услуг или товаров сравниваются с аналогичными сделками, которые заключаются на современном рынке. При наличии большого количества несоответствий сотрудники фактора анализируют их причины.

В заключение этапа компания оценивает вероятность появления претензий, исследует аналогичные случаи и выясняет причины, которые к ним привели.

Этап 2. Работа с договором

После принятия Фактором положительного решения об оплате задолженности Дебитора (полной или же частичной) стороны заключают договор. В нем должны отображаться:

  • Порядок и нюансы внесения денежных средств;
  • Способ передачи прав на финансовый овердрайв;
  • Стоимость услуг Фактора и порядок произведения расчетов.

На заметку! Во время заключения сделки факторинговая компания принимает решение о страховании риска невыполнения клиентом своих обязанностей.

договор факторина

 

Этап 3. Контроль заключенной сделки

Это один из самых важных этапов, работа над которым ведется постоянно и охватывает сразу несколько направлений:

  • Анализ выполнения обязательств участниками договора;
  • Составление претензий (если есть нарушения);
  • Мониторинг материального положения клиента – позволяет оценить соответствие активов требованиям фактора, отраженным в сделке;
  • Регулярная переоценка Покупателя и его Дебиторов. В первую очередь это относится к тем компаниям и фирмам, которые работают в проблемных секторах государственной экономики.

Кому необходим факторинг?

Финансовые услуги наиболее востребованы в малом и среднем бизнесе. Выгодны они и предприятиям, работающим в фармации, пищевой отрасли и торговле самыми разными товарами (одеждой, автомобильными запчастями, парфюмерией, игрушками, косметикой, горючими или смазочными веществами и пр.).

Обратите внимание! Услуги факторинга не оказывают физическим лицам и некоторым видам организаций:

  • с небольшим долгом и большим количеством дебиторов;

  • выпускающим продукцию узкой специализации;

  • реализующим товары с пост продажным обслуживанием;

  • сотрудничающим с субпоставщиками;

  • продающим товары широкого употребления в розницу

  • практикующим бартер;

  • занимающимся спекуляцией.

Виды факторинга

Существует несколько разновидностей факторинга, каждый из которых имеет свои особенности.

По временной привязке:

  1. Реальный. Что такое факторинг реального типа? Это такой тип сделки, при котором денежное требование существует на момент подписания сделки.
  2. Консенсуальныйфинансовое требование возникает в будущем.

По размеру рисков, которые передаются Фактору:

  1. С правом регрессом. В последнее время регрессивный факторинг пользуется большим спросом, а все потому, что он исключает любой риск для банков или компаний. Право регресса представляет собой элементарную страховку, согласно которой Фактор, не получив деньги от Дебитора, может потребовать их от Кредитора. То есть в данном случае вся ответственность за деятельность Покупателя переходит на плечи Поставщика. Правда, в реальной жизни такие нарушения происходят достаточно редко.
  2. С частичным регрессом. При факторинге с частичным регрессом ликвидные риски компенсируются не полностью. При этом Фактор и Кредитор заранее выясняют, в каких случаях регресс должен вступить в силу, а в каких – нет.
  3. Без права регресса. При без регрессивном факторинге все риски, связанные с выплатой овердрайва Покупателем, возлагаются на Фактор. Это значит, что если Дебитор откажется от выполнения своей части обязательств (просрочит или не внесет платеж), факторинговая компания понесет значительные убытки. Она не только теряет потраченные деньги, но и берет на себя все будущие расходы, связанные с взысканием долга (в том числе и судовые).

Дополнительная информация! Этот вид факторинга намного дороже предыдущего, ведь в стоимость услуг изначально заложены риски просрочки и неплатежа.

факторинг без регресса

 

По числу факторов

  1. Прямой — в подписании сделки принимает участие лишь один Фактор.
  2. Взаимный — контракт заключают несколько банков или финансовых организаций.

По степени осведомленности Дебитора

  1. Открытый — Покупатель знает, что Поставщик подписал договор с Фактором, а вся документация оформляется должным образом (в договоре ставят отметку о необходимости переведения денежных средств на счет факторинговой компании).
  2. Закрытый или конфиденциальный — Покупатель даже не догадывается о наличии между Поставщиком и Фактором каких-либо договоренностей. Он перечисляет деньги Кредитору, а тот выплачивает их банку.

схема закрытоно факторинга

 

По месту нахождения сторон договора

  1. Международный — все стороны сделки проживают в разных странах. Для международного факторинга свойственны долгосрочные договоры, при которых Фактору передаются все долги Дебитора.
  2. Внутренний — все три стороны (клиент, банк и покупатель) проживают в одном государстве.

Дополнительная информация! Международный факторинг – это чуть ли не единственный инструмент, допускающий отсрочку платежей по международным сделкам.

Интересная статья «Что такое рентабельность?»

По объекту обслуживания

  1. Классический — предполагает инвестирование средств в Продавца.
  2. Закупочный, обратный или реверсивный — финансирует закупки Покупателя. Заметим, что при реверсивном факторинге Дебитор самостоятельно оплачивает товар или услуги.

Факторинг на работы и услуги

Это оптимальный выход для компаний, которые столкнулись с непредвиденными ситуациями, требующими финансирования со стороны.

Дополнительная информация! В России реверсивный факторинг встречается очень редко. Между тем, отсрочка платежей позволяет Покупателю расширить объем закупок, увеличить ассортимент товара и спланировать направление финансовых потоков.

Достоинства и недостатки факторинга

У факторинга, как и у любых других сделок, есть свои сильные и слабые стороны, которые отражаются на всех трех участниках этого процесса.

Преимущества для Кредитора (Продавца):

  • Простое и довольно быстрое повышение материального состояния;
  • Минимальный пакет документов;
  • Возможность создать для Покупателей более гибкие условия для оплаты услуг или товаров;
  • Ускорение и увеличение финансовых оборотов;
  • Ликвидация кассовых разрывов;
  • Отсутствие поручительства или залога;
  • Наличие дополнительных гарантий осуществления платежей;
  • Повышение конкурентоспособности.

Преимущества для Дебитора (Покупателя):

  • Отсрочка платежа за выполненные работы или купленный товар;
  • Расширение клиентской базы;
  • Значительное увеличение товарооборота;
  • Отсутствие негативного влияния на ключевые показатели баланса фирмы;
  • Поддержка работы основных поставщиков без дополнительных рисков или затрат;
  • Возможность отслеживать малейшие изменения в денежной задолженности – для этого у самых крупных Факторов существует особый пользовательский интерфейс;

Преимущества для Фактора (финансовой компании):

  • Получение комиссии за предоставленные услуги.

Что касается недостатков факторинговых операций, они заключаются в следующем:

  • Довольно большие риски;
  • Необходимость предоставления информации о дебиторах;
  • Высокая стоимость услуг;
  • Дополнительные денежные издержки – до 1/10 суммы;
  • Наличие ограничений – это связано с тем, что использование факторинга выгодно далеко не всем предприятиям (например, для ритмично работающей цепочки «Поставщик-Покупатель»);
  • Необходимость в хорошем экономическом и юридическом образовании;
  • Ограниченность финансового потока объемами продаж;
  • Применение только тех поставок, по которым проводится безналичный расчет.

Как видите, факторинг – это отличная альтернатива традиционным кредитам, прекрасная возможность раскрутить собственный бизнес за счет быстрого товарооборота и навсегда забыть о такой проблеме, как дебиторская задолженность.

Яндекс.Метрика