Правильно преподнести свою идею – это половина успеха. Самостоятельное написание бизнес-плана поможет не только кратко и емко представить деловое предложение банку или заинтересованному инвестору, но и самому увидеть дополнительные плюсы и минусы своего проекта. Бизнес-план — документ представляемый кредитору или инвестору в содержании которого входит программа выполнения последовательности бизнес операций, совершаемых в процессе создании нового дела.
Cодержание:
- Виды бизнес-планов
- Определение целей и приоритетов
- Содержание стандартного бизнес-плана
- Пошаговая инструкция
- Титульный лист
- Меморандум о конфиденциальности
- Структура бизнес-плана
- Важные рекомендации и распространенные ошибки
Виды бизнес-планов
Для достижения определенной цели нужен и соответствующий вид бизнес-плана:
- инвестиционный – проект для инвесторов, в котором надо указать характеристики, которыми располагает будущее предприятие и предоставить как можно более подробные данные маркетинговых опросов и исследований по данному роду деятельности;
- бизнес-план развития предприятия – самый простой вариант разработки проекта, который подойдет людям, только начинающим тот или иной вид коммерческой деятельности;
- кредитный план – документ потребуется для получения кредитных средств у финансовых структур. План содержит подробную информацию о реальной потребности предприятия в кредитных средствах. Надо указать, на что планируется потратить полученные средства и когда заемщик получит свои деньги с процентами;
- проект на получение гранта – грант – это государственная помощь на осуществление предпринимательской деятельности, в которой заинтересован определенный федеральный округ или вся страна.
Главное при составлении любого бизнес-плана – показать, что вкладывать деньги в проект выгодно.
Важно. Надо помнить, что краткость и емкость формулировок – основной показатель хорошего бизнес-плана.
Определение целей и приоритетов
В начале написания плана своего делового проекта четко определяем для себя, что должен показать наш документ инвестору или заинтересованному лицу:
- важно доказать, что предлагаемая продукция или вид услуг будут востребованы и найдут своего покупателя на определенном рынке. Для этого надо указать емкость предполагаемого рынка сбыта и перспективы его развития на пять лет;
- правильно просчитанные затраты на изготовление продукции (предоставление услуг), ее сбыт и транспортировку показывают рентабельность проекта в целом;
- целесообразность предполагаемого проекта надо учитывать, исходя из его необходимости для предполагаемого инвестора или для регионального бюджета определенного округа;
- важно, чтобы предполагаемый инвестор смог сразу оценить по факту рентабельность (прибыльность) предлагаемого бизнеса за определенный период (квартал, год).
При написании проекта важно учитывать, каким образом планируется привлечь финансирование – банковские кредитные организации, частные инвесторы, государственное целевое финансирование или участие предприятий дольщиков.
Содержание стандартного бизнес-плана
Чаще всего такой план требуется для получения денежных средств под реализацию конкретного проекта производства товаров или оказания услуг:
- краткое содержание бизнес-плана (аннотация);
- цель и основная задача предлагаемого проекта;
- описание предполагаемой компании или проекта.
- отраслевой анализ и тенденции развития отрасли, в которой планируется реализовать идею;
- целевой рынок реализации продуктов и услуг;
- особенности конкуренции и предполагаемые конкуренты в регионе;
- оценка предполагаемых рисков и стратегия развития;
- планирование продаж;
- маркетинговые исследования целевой аудитории;
- технологическая последовательность реализации проекта;
- план организации производства или предоставления услуг;
- необходимый персонал;
- план финансирования;
- экологическая и социальная ответственность, согласно действующему законодательству РФ;
- условия прекращения деятельности.
Важно. Определяя необходимую сумму денег для инвестирования, разделите капиталовложения на несколько этапов, указав их окупаемость. Долгосрочное финансирование и длительная окупаемость вложенных средств приветствуется не многими.
Пошаговая инструкция
Предлагаемая инструкция рассчитана на ИП. При открытии «ООО», или предприятия иной формы собственности (долевой например) потребуется развернутая форма бизнес-плана.
Титульный лист
И в бумажном, и в электронном варианте титульный лист должен содержать следующую информацию:
- название;
- имя разработчика (автора) проекта или название предприятия, с указанием формы собственности;
- юридический и почтовый адрес;
- домашний и рабочий номера телефонов, адрес электронной почты;
- дата и место составления бизнес-плана.
Дополнительно можно указать другие способы связи, адрес сайта предприятия.
Меморандум о конфиденциальности
Часто новые стартапы и оригинальные идеи могут попросту украсть. Поэтому важно заявить свои права на данную интеллектуальную собственность (бизнес-план) еще на этапе презентации.
Структура бизнес-плана
Методик презентации идеи несколько. Не принципиально, какой вид подачи материала выберете Вы, строгих правил на этот счет не существует.
- UNIDO — предполагает цикличную презентацию деловой идеи, состоящую из трех фаз: предварительной инвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной;
- ЕБРР — такой план освещает все вопросы финансирования проекта (движение кредитных средств, SWOT-анализ). Такой план необходим, как дополнительный при получении кредита в банках и других финансовых организациях;
- KPMG — план ориентирован не на инвесторов, а на руководителей организации. Освещает вопросы грамотного руководства и планирования.
Остановимся на самом популярном и востребованном варианте бизнес-плана по стандарту UNIDO, который подойдет производителям товаров и компаниям по предоставлению услуг.
Резюме
В шести – семи предложениях надо описать содержание предлагаемой идеи или проекта, сформулировать основную мысль и предоставить логичные выводы.
Резюме – краткое содержание проекта, которое должно заинтересовать инвестора.
Информация воспринимается лучше, если она подана по пунктам:
- необходимый объем инвестиций или кредитных денег;
- сроки возврата или погашения;
- предлагаемые гарантии и возможные риски;
- планируемый срок окупаемости проекта;
- предполагаемая прибыль.
Эту информацию прочтут все, поэтому уделите особое внимание данному пункту.
Краткое описание делового проекта
Важно описать отрасль, в которой планируется осуществлять проект и непосредственно услуги, предоставляемые компанией или товары (продукцию), которые планируется производить.
Отрасль реализации проекта и информация о компании:
- название отрасли и перспективы развития в конкретном регионе;
- направление работы и развития компании;
- общая информация о компании – ее преимущества, инновации, политика работы, структура.
Описание услуг или товаров (продукции):
- наименование и целевое назначение;
- краткое описание продукции или услуг;
- сфера применения;
- конкурентоспособность продукции или услуг в данном регионе (принципиальные отличия от продукта конкурентов, достоинства и преимущества, возможные недостатки);
- указать имеющиеся лицензии, государственные сертификаты и другие разрешительные документы;
- необходимые производственные условия для изготовления продукции или предоставления услуг.
Совет. Не пишите заведомо неправдивую информацию. Например, «абсолютно новый продукт» или «на рынке нет конкурентов». Это сразу вызывает недоверие.
План маркетинга
В этой части надо подробно описать существующую конкуренцию, место продукции или услуг на рынке данного региона, достоинства и недостатки, доступность и востребованность в данном продукте или услуге, показать целевую аудиторию покупателей.
Поэтапное раскрытие этой темы крайне важно для успешной реализации проекта:
- указать емкость предполагаемого рынка сбыта и наличие конкуренции в данном сегменте;
- привести анализ покупательского спроса (опт, розница);
- предоставить сравнительный анализ потребителей продукции или услуг (регион проживания, возрастная категория, пол, профессиональная ориентация);
- характеристики товара или услуг, привлекательные для потребителей;
- предполагаемый сервис и ориентировочные продажи;
- рекламная стратегия, план привлечения потребителей, планируемые затраты на рекламу и маркетинг.
Обязательно самому провести исследования, которые должны включать анализ следующих важных пунктов:
- анализ промышленной отрасли и перспективы развития, если планируется выпуск промышленных товаров;
- исследование потребительских нужд в данной категории товаров и услуг в регионе.
- сравнительный анализ предполагаемых конкурентов;
- сравнительный анализ сильных и слабых сторон товара или услуги;
- возможные угрозы развитию бизнеса (ССВУ).
Важно. Надо убедить инвестора, что товары или услуги актуальны и востребованы в данном регионе.
Производственный план
В этом пункте поэтапно описывается весь производственный цикл изготовления продукции или оказания услуг. Например, для производства товаров важно показать особенности технологического процесса, ноу-хау в разработке оборудования, другие выгодные моменты, делающие данное производство конкурентоспособным.
Производственный план должен включать следующие пункты:
- местоположение, наличие производственных или торговых площадей, ресурсы, использование новых технологий и инноваций;
- необходимое оборудование для производства или оснащение для торговли;
- необходимое количество персонала, фонд оплаты труда;
- объемы выпуска продукции (в месяц), затраты на приобретение сырья и затраты на производство (электроэнергия, отопление, водоснабжение);
- калькуляция себестоимости продукции или услуг.
Отдельным пунктом надо указать, как будет осуществляться контроль над качеством продукции или по каким критериям будет оцениваться качество предоставляемых услуг.
Организационный план
В этом пункте надо описать структуру организации производства (взаимодействие между отделами, обязанности сотрудников, режим работы, поощрения и наказания).
Важно. Обязательно укажите организационно-правовую форму будущего предприятия.
По пунктам надо осветить следующие вопросы:
- организационная структура;
- наличие партнеров, с указанием информации о них;
- каков руководящий состав предприятия, и какие планируются подразделения.
Будет не лишним указать, как планируется повышать трудовые и профессиональные навыки сотрудников (обучение).
Финансовый план
На эту часть бизнес-плана инвестор обратит особое внимание. Поэтому дополнительно можно для банка предоставить краткую расшифровку финансового плана в формате ЕБРР, которую разработал Европейский банк экономического развития.
Пункты, которые должны быть подробно описаны в финансовом плане:
- бюджет подготовительной части реализации проекта;
- бюджет основной (текущей) части проекта;
- расчет (предварительный) предполагаемой прибыли;
- затраты на обслуживание кредита;
- обязательные налоги и отчисления;
- обязательные сопутствующие выплаты;
- отчет о движении денежных средств;
- прогнозы окупаемости проекта и предполагаемых доходов;
- расчет возможных рисков и страховых отчислений.
Обязательно укажите, в каком банке собираетесь проводить обслуживание (преимущества и выгоды), возможные налоговые льготы и государственные преференции.
Риски
Надо также просчитать и риски, от которых не застраховано ни одно предприятие:
- развитие отрасли, приоритеты государственного планирования;
- колебания курса валют;
- увеличение таможенных пошлин;
- инфляция;
- недобросовестная конкуренция.
К рискам относят также и обстоятельства неодолимой силы – природные катаклизмы, государственные Законы и акты, экономическая ситуация в государстве, налоговые обременения.
Приложение
В этой части наглядно показываются все достоинства предлагаемого проекта в графиках, таблицах и рисунках, которые в тексте показать сложно.
Неплохо приложить качественные фотографии продукции, договора на поставку товаров, полученные сертификаты, государственные лицензии.
Важные рекомендации и распространенные ошибки
Есть несколько часто допускаемых ошибок, которые можно предотвратить:
- излагайте мысли кратко, главное донести до инвестора смысл сказанного;
- правдивая информация, хоть и не всегда выигрышная, добавит плану реалистичности;
- подкрепляйте утверждение о прибыльности точным финансовым расчетом;
- на первый год лучше предоставлять планирование по месяцам, где реально видно движение средств и получаемый объем дохода;
- графики, диаграммы, схемы и таблицы упростят подачу информации. Наглядные примеры всегда убедительней.
При ведении определенного вида деловой активности существуют специфические особенности отрасли, поэтому при составлении бизнес-плана ориентируемся на нужды конкретного производства или оказания услуг в определенной сфере:
- для магазина важен рынок сбыта, сегмент покупателей, маркетинговый анализ спроса и наличия конкурентных предложений, затраты на организацию продаж и оптовые закупки, траты на рекламу. Для торговли важно аргументировать выбранную сферу торговли конкурентными преимуществами;
- для предприятия важен продуманный процесс организации и плановое воплощение в жизнь определенной идеи с учетом всех рисков и особенностей сферы деятельности;
- для производства крайне важна калькуляция себестоимости, затраты на производство и рынок сбыта готовой продукции в определенном регионе.
Правильно составленный бизнес-план не гарантирует получение кредита, но процентов на пятьдесят расположит к Вам потенциального инвестора.